Любителей чтения ждут на Блошках
Московские ярмарки
Ретро-маркеты, Блошиные рынки или, как говорят, в народе – Блошки в Москве стали проводиться уже часто и на разных площадках. Моду на подобные ярмарки привнесла в столицу известная Тишинка, где впервые в конце 2000-х годов и начали проходить эти ярмарки любителей чтения. Но торговцев старыми книжками там было совсем немного – слишком высокая аренда не работала на результат.
А вот во дворе Музея Москвы, где весь 2015 год уже регулярно проходили Блошки, букинисты стали появляться все в большем числе – особенно интересны длинные столы с детскими книжками. А потом на этих же Блошках появились уже и серьезные книжники, которые ждут своего покупателя. Они предлагают хорошие издание советского времени.
История издательств
Предвзятое мнение об излишней идеологизированности не всегда правомерно. В советское время существовали отличные специализированные издательства: «Academia», «Искусство», «Изобразительное искусство», «Советский художник», «Высшая школа», «Малыш» и еще некоторые их коллеги. Их издания хранят национальное культурное наследие. А многие современные тяжеленные фолианты грешат дилетантизмом и излишней дорогой помпезностью.
Внимательный, что называется продвинутый читатель, ищет «свою» книгу, но.. не всегда может ее найти. Сложилась парадоксальная ситуация с букинистической книгой – аукционы и интернет-магазины предлагают преимущественно коллекционную книгу, т.е. антикварную, возраст которой свыше 70 лет.
А если ты – не библиофил и не страстный собиратель, а просто любитель чтения и полистать хорошую, красивую и интересную книгу – куда податься? В букинистических отделах «Москвы» или Библио-Глобуса хорошие издания достаточно дороги. Книжные развалы на Старом Арбате исчезли – торговцы букинистической книги остались без своих площадок. И…тут появились Блошки. И букинисты предлагают самые разнообразные издания по демократичным, как говорят ныне¸ ценам.
Традиция букинистической торговли
в России была вековая. После церковного раскола в начале 1650-х годов многие православные не приняли нового обряда, их стали тогда называть старообрядцы. Они, как и раньше хотели пользоваться своими – древнеписьменными книгами, а их новая, пореформенная церковь изымала из оборота, эти старинные фолианты уходили «в подполье».
Но спрос на них не убывал, и их стали нелегально продавать на ярмарках, преимущественно на Макарьевской летней ярмарке на берегу Волги у стен Троицкого Макарьева Желтоводского монастыря, впоследствии переместившийся в Нижний Новгород. На этих ярмарках книгоноши, а как мы скажем сейчас дилеры, выискивали русские древности для известных коллекционеров. Крупнейшим был граф Николай Румянцев (1754 – 1826) – он и создал «Румянцевский музеум», который был размещен в Пашковом доме – ныне Национальная библиотека РФ.
Офени
В XIX веке книжная торговля «в разноску» в Москве была невероятно распространена. Известный русский антиквар и букинист Афанасий Астапов вспоминал: « Книжная торговля производилась в Москве повсюду, где только можно было прижаться, и везде имела свой, местный характер. Около университета, по решетке, торговали книгами более серьезными, научными; у Александровского сада, у первой решетки можно было найти большею частью книги народные и романы, издания Никольской улицы (там находились типографии), в Охотном ряду ( там шла обширная торговля снедью) в воротах, тоже была торговля книгами, которыми одолжались охотнорядцы…Торговля, вообще шла недурно, только водочка заедала нашего брата».
Оживленная книжная торговля шла в праздники – в вербное воскресенье на Красной площади развертывались торговые ряды, в которые внедрились и букинисты. Вначале они платили по 1 рублю за место лишь местному квартальному. Потом Дума взяла это доходное дело в свои руки и уже сама сдавала торговые места из расчета 25 рублей за сажень, довольно дорого по тем временам. А в воскресные дни оживленная торговля шла на Смоленском рынке, и впоследствии на знаменитой Сухаревке, где букинисты за небольшую плату даже сдавали учебники студентам в наем – на период экзаменов. Букинистическая торговля всегда процветала в Москве. Возможно, и нынче она возродится.
0 комментариев