Букинистические бега в Москве

фавиконка chukokkala.ru ,23 февраля 2016

Что такое букинистика

Букинистика – невероятно обширное понятие, которое включает все: от рукописной книги, раритетов XYIII века, издания русской классики века XIX, иллюстрированных книг и невероятное разнообразие печатной продукции советской эпохи, включая, в том числе плакаты, открытки, фотографии и автографы на них. Как же оптимально сбалансировать свою коллекцию и найти своего покупателя?

Букинистический рынок в феврале 2016 года заставил дилеров и собирателей мобилизоваться, собраться с силами и быстро-быстро разобраться в том гигантском материале, который был предложен на трех аукционах. Аукционный дом "Три века" предложил 390 лотов, "В Никитском" - 488 лотов и Antique Book Club – 439 лотов – и каждый стремился скомплектовать свою коллекцию, учитывая существующий спрос.

Галерея "Три века"

Журнал Весы

Сбалансированной по темам была коллекция в "Три века", но «особенностей» в ней не было. А интересные издания, безусловно, пользовались спросом:

  • почти полный комплект журнала символистов "Весы", 1904-1908 гг. был продан с подъемом старта - за 80 тыс. р.
  • Всегда пользуются спросом библиографические справочники – классический Сопиков "Опыт российской библиографии…" ушел за 15 тыс. р.
  • Постоянно хорошо продается тема иудаики – "Книга Эстер" на фр. яз с иллюстрациями Артура Шика (Paris, ,1924) была продана по старту за 72 тыс. р.

Хорошая, большая подборка детской довоенной иллюстрированной книги особым спросом не пользовалась – все желающие уже давно все известные книжки купили.

  • А вот редкость – А.Складин "За рулем" (Л.,1930) с илл. Л. Гольденберга продалась сразу же по старту за 30 тыс. р.

Аукционный дом "В Никитском"

Ломоносов Собрание разных сочинений в стихах

Самой интересной и разнообразной по темам и ударным блокам, на мой взгляд, была коллекция в АД "В Никитском". Провенанс издания, как и в большом антиквариате, играет большую роль в продвижении его к покупателю.

  • «Собрание разных сочинений в стихах…» Михаила Ломоносова (СПБ., 1775) из библиотеки князя М.А.Шаховского сразу стало расти в цене, старт 30 тыс.р. удвоился, и оно ушло в интернет за 60 тыс.р.

Ударным блоком в этой коллекции стали автографы, которые для интриги торгов были разбросаны по всему огромному ее объему, посему, и аукцион шел бойко - без заунывных «снято» - «снято». Уже с семидесятых лотов предлагались четыре редких автографа на совсем разных по времени выхода изданиях – именно разновременные автографы привлекли внимание собирателей.

  • Дружеская надпись Игорю Ильинскому на редком издании «Исповеди графа Л.Н.Толстого. (1888) мало известной дамы Л.Окульской продалась за 7 тыс. р. ; инскрипт известного географа Н.Миклухо-Маклая на конверте вырос уже до 60 тыс. р. ухода;
  • Записка ныне почти забытого поэта А.Майкова (1880-е) хорошо подросла со старта и продалась за 100 тыс. р.; а ценимый ныне Серебряный век в образе значимой его представительницы Зинаиды Гиппиус обрел весьма высокую стоимость – ее письмо 1910-х ушло за 150 тыс. р.
  • Надпись (всего-то!) на конверте Дмитрия Шостаковича в адрес Майи Плисецкой вызвала ажиотаж в зале – скромненькая оценка в 15 тыс. р. возросла до ухода в 62,5 тыс. р.

Автограф Марины Цветаевой

Редких автографов известных писателей, художников¸ ученых было много. Жесткую борьбу за право покупки вызвали рукописи Михаила Зощенко -

  • рукописный экземпляр рассказа «Землетрясение» был продан за 200 тыс. р.,
  • а рассказа «Смешная история» - за 210 тыс. р. – старты были 90 тыс. р.
  • Но сенсацией рынка стала продажа за 3,6 млн.р. надписи Марины Цветаевой на ее книге «Портреты русских поэтов» (Берлин, 1922) при старте 1 млн.р.

Прижизненных изданий было много в этой коллекции. Но собирателя привлекает – еще и дополнительный его бонус – иллюстрации.

  • Нумерованный № 86 экземпляр раскрашенного от руки издания «Исус младенец» (1918) Сергея Есенина вырос со старта 120 тыс.р. до ухода в 340 тыс. р.

Тренд нынешнего отечественного букинистического рынка - украинские издания. Найдет букинист оные – хороший объем продаж обеспечен. Устроителям «В Никитском» посчастливилось разыскать уникальный документ украинской государственности «Универсал украинской Центральной Рады от 7 (20) ноября 1917 года» - оценили скромненько – 30 тыс. р, а продали за 320 тыс. р. интернет - покупателю, можно быстро догадаться о месте его дислокации.

Antique BookClub

Украинская тема оживила и аукцион в Antique BookClub –

  • малоизвестное, но редкое издание Квитки-Основьяненко «Жизнь и похождения Петра Степанова…» (1841) стартовало с 20 тыс. р. и продалось за 46 ты с. р.
  • Популярная «Виргилиева Энеида» ( на укр. яз.) И. Котляревского нашла покупателя за 130 тыс.р.
  • Признанным лидером украинской темы стал «Кобзарь» (1860) Тараса Шевченко – его старт 40 тыс. р. вырос в 5,5 раз и уход составил 220 тыс. р.
  • А вот великий русский писатель Николай Гоголь ( с хорошим украинским происхождением) интересовал собирателей в меньшей степени – роскошное подарочное издание «Похождения Чичикова или мертвые души» (1900) продалось всего за 75 тыс. р.
  • За ту же сумму ушло и подарочное издание «Вечеров на хуторе…» (1911).

Прижизненные издания высоким спросом не пользовались: редкие книжки Есенина, Бабеля, Гумилева, Маяковского начала 1920-х так и не нашли покупателя.

  • И лишь первый эмигрантский сборник Марины Цветаевой «Ремесло» (Берлин, 1923) поднялся со старта 20 тыс. р. до ухода в 50 тыс. р.

Ударным блоком в этом аукционном доме стал стринг открыток Общества Св.Евгении, выполненных известнейшими русскими художниками.

  • Открытка К.Сомова ушла аж за 800 тыс . р.,

но далее уходы были значительно скромнее:

  • открытки И.Билибина, работ которого и было больше всего, продавались за 2 тыс.р. – 22 тыс. р.

Торги этим материалом шли очень бойко – в зале было несколько известных филокартистов. Но больших денег эти продажи, естественно, не могли принести, потому, как сам материал не обладает высокой стоимостью. И лишь знаменитый украинский авангардист Анатолий Петрицкий капитализировал торги – его плакат «Революционный держите шаг» (1920) был продан за 400 тыс. р. ; его же сборник «Театральный строй» (1929) с 56 иллюстрациями был продан за 160 тыс. р. Пропагандистские плакаты советского времени все были сняты – эта тема совсем не интересует собирателей.

Подлинных библиофилов в России не так много, и число их неумолимо сокращается. Конъюнктура рынка постоянно меняется. Но сегодня букинисты опережают всех остальных участников рынка по проводимым аукционам и объемам продаж. Соревнуются с ними лишь нумизматы. Тиражный материал всегда обеспечит проведение аукционов, хотя уже некоторые издания кочуют, повторяются в различных коллекциях.


Поделиться: