Серебряный век
Серебряный век
нельзя рассматривать только как хронологический период и сумму литературных течений, а скорее особый образ мышления. На рубеже 19-20 веков в России наблюдался мощный интеллектуальный подъем, наиболее ярко отразившийся в поэзии и философии. Н. Бердяев называл этот период русским культурным ренессансом. Некоторые источники ему же приписывают и термин «Серебряный век». Это понятие, скорее всего, лежит не в рамках науки, а несет эмоциональную окраску, вызывая невольную ассоциацию с «золотым веком» пушкинского периода русской поэзии. Бердяев высоко оценивал связь между этими периодами и огромное влияние «золотого века», расшевелившим общество новизной, творческим подъемом, жаждой борьбы и вызова.
Для философии и искусства серебряного века были свойственны интеллектуальность и элитарность. Поэтому не все, созданное в этот период, можно отнести к его наследию. Попытки выделить идейную сущность серебряного века, основываясь на формальных признаках, таких как литературные группировки и течения, социально-политический подтекст, приводит лишь к смешению их.
На самом деле в этот период времени сосуществовали совершенно разные течения: модернизм, традиции классического реализма, пролетарская, крестьянская и сатирическая поэзия. Важнейшим же признаком принадлежности к серебряному веку является определенный образ мышления. Художники, обладая им, могли враждовать между собой при жизни, однако, в сознании потомков они слились в неразделимую плеяду, сформировавшую особую атмосферу серебряного века.
Имена поэтов,
вошедших в когорту серебряного века общеизвестны и нет нужды в их отдельном перечислении. Наиболее ярко творческая атмосфера серебряного века выражалась в первые пятнадцать лет 20 века. Это было время расцвета модерна в русской литературе при свойственном ему многообразии философских, художественных, религиозных открытий и поисков.
Бурные события, связанные с началом Первой Мировой Войны, Февральской революцией и Октябрьским переворотом оказали сильнейшее влияние на культурный контекст. Представители русского модерна, стремились к отказу от позитивизма и наследия «шестидесятников», одновременно отрицали как материализм, так и идеализм. Отрицали они и влияние социальной среды на поведение человека, считая, что человек должен быть сам по себе важен, как и его мысли и чувства, в них возобладала метафизическая философия.
Поэты серебряного века,
как в теоретических статьях, так и в собственном творчестве ставили под сомнение идею литературного прогресса. Осип Мандельштам, один из ярчайших представителей серебряного века, сравнивал идею прогресса с «отвратительным видом школьного невежества». Эти поэты верили в силу слова и само искусство, отсюда их стремление погрузиться в стихию слова, беспрестанный поиск новых средств художественного выражения. Для них был важен не только смысл, но также и стиль, звук и музыка слова. Следствием стала неразделимость творческой личности со своим искусством, что выразилось в том, что большинство этих поэтов были несчастливы, а многие плохо кончили.
0 комментариев