Модернизм в литературе 20 века

Модернизм в литературе России в начале 20 века появился не случайно. Это новое литературное течение являлось как бы логическим дополнением исторического времени, которое было настолько сложным и противоречивым, что его выражение классическим словом не всегда могло объяснить все происходящее в реальной действительности.

Поэтому часто лирический герой писателей-символистов - современник происходящих событий: буря 1905-го - у А. Белого появляется образ "околдованной злой волей" "спящей красавицы" Родины. Символизм вызван неприятием кризисного времени. Он - его отражение в душе и на бумаге. Модернисты же пытались найти истину человеческого бытия, к которой стремились и реалисты, и представители других литературных направлений - к гармони души, человека и природы.

Идеолог "старших" символистов-Мережковский вывел из "неразрешимого диссонанса" теорию, по которой для изживания противоречий между крайним материализмом и "страстными идеальными порывами духа" намечался подъем к "идеальной человеческой культуре". Каждый поэт-символист понимал мир по-своему, строго индивидуально, и, может быть, в их творчестве нас привлекает именно то, что читая произведения, мы пытаемся постичь тайну души поэта, его внутренние переживания, но часто позиции поэта для нас сокрыты, непонятны. Но смогли ли символисты, оторвавшись от земных реалий, шагнув к Вечности, "нетленной красоте", познать истину,которую они искали, хотя бы даже для самих себя?

На пути к истине поэтов посещает Мечта. Для "сдержанного" символиста В. Брюсова Мечта предстает в образе прекрасной женщины; Бальмонт пытается построить картину, в центре которой верховное божество - Солнце. Состояние горения, пожр чувств, "неисчерпанность мечты" зовут поэта вперед. Творчество Достоевского пересекается с поэзией Брюсова как бы под одним девизом: "Красота спасет мир"

Как это ни странно, но именно женщины-поэтессы начала 20 в. вызывали народ к гражданским чувствам. Поэзия с болью о Родине- А. Ахматова, М. Цветаева. Тонкая, ранимая, многогранная женская душа воспринимала реальность окружающей действительности слишком близко для себя. Для А. Ахматовой любовь к Родине была главной силой, определяющей ее творческую судьбу, поэтому она осталась в России И психологическое содержание, музыка многих произведений поэтессы -"неукротимая, тревожная Совесть". Поэзия символистов, которая иногда даже не подходит под классическое определение самого понятия "поэзия", индивидуальна, свое собственное Я поэт понимает как выражение внутреннего состояния, веря, что именно так "можно въехать в царство истины". Непримиримая душа символистов пыталась порвать опутавшие ее цепи окружающей действительности, проникнуть в существо Вселенной и найти там "царство истины". Их победой была вера в существование гармонии, справедливости, высшей Красоты; трагедией - бесконечные стенания души, так и не нашедшей удовлетворение на этой Земле.

Поделиться: