Виктор Шкловский "Слон" и "любопытные"
Сто лет назад Крылов не был еще признанным баснописцем. Детям давали учить наизусть не его басни, а басни Ивана Хемницера и Ивана Дмитриева: боялись, что Крылов испортит вкус. Один тогдашний критик написал статью о баснописцах и заметил, что имена у них Иваны: она назвал Хемницера и Дмитриева, но Ивана Крылова забыл. Крылов ответил на это басней «Любопытный», где человек «слона-то не приметил». Так в истории литературы часто проходили неузнанными люди, совершавшие великое дело.
Создатель русского стиха
Тредиаковский
известен и сейчас
нашему читателю по роману Лажечникова
«Ледяной дом». Мы знаем, что над
Тредиаковским смеялись, но не знаем,
почему над ним смеялись. Тредиаковский
перевел на русский язык шестнадцать
томов римской истории Роллена и почти
к каждому тому написал «предуведомление
от трудящегося в переводе». Здесь
Тредиаковский уже в 1761 году писал об
«общенародии», о демократии, о том, что
нужно писать для народа. Демократизм
Тредиаковского сделал его мишенью для
насмешек Екатерины. Защищал Тредиаковского
Радищев, и об этом не надо забывать.
Демьян Бедный
правильно делает, когда заново пересматривает старую русскую литературу, проверяет по своей прекрасной библиотеке старые, не нами сделанные оценки. Сам Демьян Бедный всем хорошо известен, но цеховыми критиками не оценен, и это тоже не случайно. Советским критикам должно быть стыдно, что к сочинениям Демьяна Бедного предисловия писал А.Ефремин. К Демьяну Бедному академические посредственности относятся снисходительно. Недавно вышли басни Крылова в малой серии библиотеки поэта. На 63-й странице написано, что «соками басни питалась пародийная, юмористическая и сатирическая поэзия второй половины XIX века; наконец, художественные принципы крыловской басни … отразились в знаменитых «Сказках» Салтыкова-Щедрина, а в наше время — в баснях Демьяна Бедного». Подписано Б.Коплан.
В том же
году, в том же издательстве выходит
Крылов, но уже не за 2 рубля 50 копеек, а
за 11 рублей 50 копеек. Тот же Коплан дает
то же предисловие, но уже не в массовом
издании. Предисловие кончается так: «в
знаменитых сказках Салтыкова-Щедрина».
И точка. За 11 рублей 50 копеек уже про
Демьяна Бедного читать не надо. Редактора
Крылова никто не заставлял писать о
Демьяне Бедном. Но если он о нем написал,
то должен был это оставить в обоих
изданиях. Нельзя думать надвое и писать
не то, что думаешь. Это вредно и отучает
читателя от уважения к писателю. За это
я ставлю фамилию Б.Коплан рядом с фамилией
А.Ефремина.
В этом
месте В.Ш. делает ошибочный вывод: по
версии Надежды Мандельштам, Демьян
Бедный будучи страстным библиофилом
нехотя давал книги из своей библиотеки.
Но был один человек, которому он отказать
не мог — Иосиф Виссарионович Сталин. И
вот однажды Демьян Бедный сварливо
записал в своем дневнике, что вождь
обращается с книгами неряшливо, оставляет
жирные пятна на страницах. По установившейся
традиции 20-х годов прошлого века, кто-то
прочел и донес. С этого момента звезда
Демьяна Бедного стала клониться к
закату. Именно поэтому пропало его имя
из предисловия подарочного издания
басен Ивана Крылова. Безусловно, знать
об этом на момент написания статьи
Виктор Шкловский не мог.
На съезде писателей о Демьяне Бедном
говорил Н.Бухарин. Он венчал иных поэтов
«розами» и «хризантемами» славы —
занятие по вкусу и стилю довольно
посредственное. То, что Демьян Бедный
— слон, Н.Бухарин не увидел. А когда сам
Демьян сказал о своих «бивнях», Н.Бухарин
возразил, что ему не нравится этот образ
Демьяна. И что собственники бивней «по
тактике современной войны могут служить
лишь мишенью». Слоны опять оказались
не в спросе.
Эстетам не нравится, что стихи Демьяна
злободневны. Нужно заново прочесть
сейчас, когда подводятся итоги двум
десятилетиям революции, газетные стихи
Демьяна Бедного. Они живы сейчас, как
живут произведения скульптуры, которые
рождаются в глине для того, чтобы умереть
потом в гипсовом сухом слепке и воскреснуть
в бронзе. Старые газетные стихи Демьяна
Бедного ожили. Простота его стиля входит
слагаемым в его цельную форму. Эти вещи
не могли быть написаны иначе. Привычные
слова русского стиха слиплись вместе,
как буквы давно немытого набора. Демьян
Бедный сознательно изменил старую
систему образов:
«У всех лирических господ
Такой условно-пышный «код»
Вошел в бесчисленно-повторный
Их живописно стихотворный,
Словесно-ржавый обиход:
И «глаз не схватит улиц длинных».
И «царства русского глава -
Золотоглавая Москва».
И «на твоих церквах старинных,
Мол, вырастают дерева».
Демьян Бедный боролся с этим «кодом»,
с условными образными обозначениями
дореволюционного русского стиха. Он
превосходно знает старую русскую поэзию,
но не мог ее повторять. Он ее обновлял,
вводя в стих сегодняшнюю речевую
интонацию. Демьян Бедный сумел отказаться от
старинной традиции. Он хорошо знает
культуру прошлого. В одной турецкой
книге сказано, что для того, чтобы
чему-нибудь научиться, нужно все знать,
потом забыть и вспомнит нечаянно.
Александр Блок для того, чтобы написать
поэму «Двенадцать», заново переучивался
писать стихи и слушал куплетистов в
кинематографе для того, чтобы расширить
свое умение. (
а может опуститься до
уровня куплетистов?)
Не все 200 000 строк Демьяна Бедного
останутся в нашей литературе. Но
поэтическое мастерство Демьяна Бедного
имеет большие права на будущее. Поэтам
есть чему учиться у Демьяна.
Не
только талант поэта, но и гражданская
позиция Демьяна может служить примером
для каждого. Яркий пример этой
гражданственности и преданности делу
революции он явил, когда в компании с
комендантом Кремля Мальковым и директором
Алмазного фонда цареубийцей Юровским,
сжигал тело спешно расстрелянной Фанни
Каплан. Но этого В.Ш. знать так же не мог.
Курсив: Соловьев А.Ю.