Остроумова-Лебедева гравер-живописец
Живописец и гравер
В русской художественной жизни последних десятилетий творчество А.П.Остроумовой-Лебедевой занимает слишком видное место, чтобы нужно было доказывать его значительность. Искусство ее подлинно живое и оригинальное обладает силой внушения.
Завороженный ведутами Канале, Белотто или Гварди смотришь на город лагун их глазами. И так же, в бесчисленный раз залюбовавшись берегами Невы в палевой дымке тумана или сумеречном свете белой ночи, как часто могли бы мы подметить, что восприятие наше в значительной мере определилось отображением той же картины на гравюрах художницы.
А.П.Остроумова-Лебедева выразила в них свое понимание красот невской столицы и это понимание сделалось с тех пор как бы классическим. Оно настолько нам уже привычно, настолько стало нашим достоянием, что иногда мы, пожалуй, даже забываем в какой мере обязаны той, кто показала нам так много нового.
Но то,
что А.П.
Остроумова-Лебедева первая
вступила у нас на путь оригинальной
гравюры по дереву не может быть забыто.
Нынешний расцвет русской школы
ксилографии, ее первенствующее в ряду
других графических искусств, несомое
ей западом признание, дают основание
лишний раз отметить заслугу художницы.
У нас есть, впрочем, и другой повод
приветствовать ее — исполняющееся в
этом году тридцатилетие со времени,
когда ею была вырезана первая гравюра.
Шаги молодой художницы были быстры, и самые первые годы ХХ века узнали расцвет ее живописного творчества. Из года в год с незнающим колебания техническим мастерством умножала она свой гравированный oeuvre. Виды старого Петербурга сменялись Версалем, виллами Рима или мотивами северного лета.
Город на Неве
Но все снова и снова возвращались темы любования нашим прельстительным городом с его загородными резиденциями. И в этой веренице изображений улиц, площадей, каналов, парков, наряду с перепевами раз найденных выразительных формул, являлись новые варианты, дышало свежее чувство.
Давно ли изданные
Аквилоном «Пейзажи Павловска» показали,
как по новому может подходить
А.П.Остроумова-Лебедева к давно знакомым
местам. Они же более убедительно чем
предшествующие вещи раскрыли у автора
романтический лад восприятий и их
изобразительных средств. И та же свежесть,
и то же мастерство отмечают только что
награвированный «Зимний пейзаж»,
который, не задумываясь, можно поставить
в ряд лучших листов этого обширного
творения.
Те, кто с любовью и жадно следят за успехами нашей ксилографии, могут жалеть, что художница часто оставляет резец для занятия живописью. У А.П.Остроумовой-Лебедевой здесь нет двойственности влечения. Гравюра и работа кистью у нее лишь две формы проявления одних и тех же стремлений.
Западные учителя живописи
Живопись составляет основу всего ее творчества. Она увлекла когда-то художницу в произведениях великих итальянских мастеров кьяр-оскурной гравюры. В творении Уго да Карпи, Андреани, Дзанетти открылось ей мастерство живописного обобщения формы.
Пребывание
в мастерской Уистлера принесло новое
понимание тона, оставив явственный след
в колорите ее цветных гравюр. Ведь к ним
так хорошо могли бы идти обозначения
уистлеровских композиций - «гармония
из желтого и белого», «вариации серого
и зеленого» или «симфония в серо-голубых
тонах».
Живописными элементами проникнуты в то же время и те гравюры художницы, где в ее распоряжении лишь два цвета — черный и белый. Живописные пятна обобщают света и тени. Их противопоставление властно вызывает форму, сила контрастов дает композиции звучность.
Приемы использования пятна, как основного средства выражения, отличается при этом у А.П.Остроумовой-Лебедевой многообразием. То в мерном чередовании черного и белого, то в доминирующих светах, то в засилии тени находит свое выявление ее художественные замыслы.
Белыми штрихами обозначалась форма в «Женском торсе» принадлежащем к ее первым опытам техники ксилографии и снова белым узором рисуются брызги фонтанов и блики света в недавнем «Петергофском Самсоне».
Более обычны, однако, для его автора широкие планы света прерываемые четкими силуэтами архитектурных и лиственных масс. Трактовка самого пятна в одних случаях чрезвычайно сумарна и близка по принципу к приемам, получившим, в своем чистом виде, приложение в гравюрах Валлотона, в других — выдают свою значимость от тоновой ксилографии XIX века.
Но наряду с этим наиболее часто встречающимися разновидностями манеры мы находим и другие искания и как отличный пример гибкости приемов художницы может служить хотя бы «Дождливый день» той же павловской сюиты, где мельчайшие, без системы испещряющие доску, белые штрихи уже по новому решают задачу.
В работах живописного порядка наиболее сказалось дарование художницы. И как ни уверены линеарные способы разработки ее аналогичных тем, они по большей части уже не имеют той действенной силы.
Но к какой бы из манер ни прибегала А.П.Остроумова-Лебедева, она владеет ее с одинаковым чисто техническим совершенством. Безупречное мастерство резца присуще ее работам. Самая изощренность техники в них между тем как бы стушована, не стремится обратить на себя внимание и ни в какой мере не имеет самодовлеющего значения.
Ныне,
когда выявление специфических красот
материала и ведения штихеля является
одним из главнейших слагаемых в
художественном целом подавляющего
большинства русских ксилографий,
отмеченная особенность гравюр
А.П.Остроумовой-Лебедевой лишний раз
говорит о живописной сущности ее
стремлений.
Техническая
сторона искусства гравирования имеет
для нее, главным образом, служебное
значение. Она подчинена прежде всего
рисунку и дает возможность художнице
четко выразить синтез форм, а вместе с
тем и вложенное в них переживание
непосредственных впечатлений. И здесь
в тонкости настроений овевающих ее
архитектурные и чистые пейзажи едва ли
не главная прелесть всех этих гравюр.
автор Доброклонский М.В.
Статьи по теме "Живопись и графика":