Николай Самокиш: мастер книжного рисунка

Книги оформленные Николаем Самокишем

После 1917 года Николай Самокиш выступал преимущественно как создатель монументальных батальных полотен с изображением масштабных событий истории. В 90-е годы XIX столетия громкую известность художник приобрел не столько своими батальными картинами, сколько многочисленными иллюстрациями, выполненными для книг и журналов.

В журнале «Новый мир» в 1904 году В.Русаков писал о нем как непревзойденном в России мастере рисунка пером. Очеркист отмечал «французский пошиб» иллюстраций Самокиша.

Сравнение не случайно. Уроженец Черниговской губернии, сын безземельного дворянина, потомок казаков и выпускник петербургской Академии Художеств, Николай Самокиш еще в конце обучения в Петербурге ставил своей целью достичь мастерства на уровне мировых достижений французских живописцев.

«Для меня мой путь был ясен. Я стремился в Париж, идеалом моим был французский художник Альфонс де Невиль, и у него я хотел учиться»,- писал Николай Самокиш неопубликованных мемуарах.

В марте 1886 года он, получив Большую Золотую медаль Академии Художеств, отправился в пенсионерское путешествие во Францию. Там в музеях часами простаивал перед картинами Невеля, Мейссонье, Лепажа, посещал выставки Салона. Летом 1886 года поступил в мастерскую знаменитого французского баталиста Эдуарда Детайля.

По существовавшему в то время положению, пенсионер-баталист после года, проведенного во Франции, был обязан выезжать в Россию и находиться там при действующих войсках. Самокиш выезжал в Россию трижды с 1886 по 1888 год. В 1887 во время больших маневров русской армии на Волыни художник работал с колоссальным энтузиазмом, делая этюды и наброски, зарисовывая сцены атак, артиллерийских стрельб, будней армии.

Позже художник путешествовал по Италии, Испании, был а Алжире. А по окончании пенсионерского срока остался работать в Петербурге. Начал с иллюстраций для журнала «Нива». Работа в графике расширила тематику его творчества. Легкость исполнения принесла быстрое признание и финансовый успех.

Одной из крупнейших графических иллюстрационных работ Самокиша в 1890 – 1891 годах были рисунки пером, тушью, акварелью и сепией к книге Радде «23 000 миль на яхте «Тамара»». Около 400 рисунков к этой книге Николай Самокиш выполнил по фотографиям, сделанным во время путешествия в Индию в 1889 году. В его рисунках «Сингалезы из Коломбо», «Заклинатель змей», «Типы сипаев», «Браминка высшей касты», «Типы арабов», «Девушка из Непала», «Сжигание тела в Калькутте», «Типы китаянок» и других соединились этнографическая достоверность с выразительностью легкого виртуозного рисунка. Тогда же проявилось умение художника точно сочетать рисунок с текстом.

Самокиш часто обращался к форме виньетки, заставки, рисунка на полях, проявляя при этом изысканность вкуса и изобретательность.

Вместе с художниками А.Д.Кившенко, В.Г.Казанцевым, и Е.П.Самокиш-Судковской Николай Самокиш иллюстрировал книгу А.В.Елисеева «По белому свету», где в зарисовках воссоздал образцы культуры Среднего Востока.

Еще одной крупнейшей работой Самокиша стали иллюстрации пером и акварелью к двухтомному изданию «Великокняжеская и царская охота на Руси». Творческой удачей стали иллюстрации к книге Карцева «Беловежская пуща», иллюстрации к поэме Пушкина «Полтава», к рассказу Льва Толстого «Холстомер» и другие.

В тот период Самокиш делал рисунки к изданиям по истории полков и книгам на историческую и военную тематику. В воспоминаниях он писал: «Трудно перечислить те работы, которые я выполнил для армии, назову лишь главные: «Апшеронская памятка», «История Нежинского драгунского полка», «История лейб-гвардии кирасирского полка», «История военного министерства» (юбилейное издание) и много других работ».

В 1900 году Самокиш вместе с С.И.Василевским и известным украинским историком Д.И.Яворницким издал альбом «Из украинской старины», продолжающий традиции альбома «Живописная Украина» Т.Г.Шевченко.

В 1904 году Самокиш в качестве военного художника-корреспондента журнала «Нива» отправился на арену боевых действий на Дальний Восток. На Дальнем Востоке художник был зачислен рядовым солдатом в 52-й Нежинский драгунский полк и прошел боевой путь, занося во фронтовой альбом свои непосредственные впечатления от военного быта и эпизодов схваток.

Большая серия его рисунков на тему русско-японской войны была опубликована на страницах журнала «Нива» и в изданном альбоме «1904-1905. Война из дневника художника». Это была война во всей ее повседневности и трагизме – с тяготами походной жизни, тяжелыми утратами, поражениями. Отдельные произведения Самокиша из этого альбома по мотивам и образному строю сравнивали с работами В.В.Верещагина.

Академическая художественная критика начала 1900-х годов высоко оценивала творчество Самокиша-графика. В советское время эта сторона деятельности художника была на периферии внимания критики. Славу художнику приносили живописные полотна. Хотя Самокиш не прекращал работы в области книжной графики: в 1930-1931 годах сделал иллюстрации к книгам «Захар Беркут» И.Франко и «Тарас Бульба» Н.Гоголя.

Антик. Журнал для любителей антиквариата ноябрь/декабрь/2002/ Августа Шабунина

Поделиться: