О реалистах и критиках 1907 года

Александр Блок утверждает, что после Леонида Андреева литература образует обрыв. Если считать Андреева, Горького, Сологуба, Сергеева-Ценского вершиной, то все остальные, находясь внизу, стремятся, тем не менее, наверх.

Блок делит всех остальных на «графоманов» и «братьев-писателей». Графоманы (среди которых много и реалистов, и декадентов) – из культурных слоёв, интеллигентов, пишущих по моде. Другие — «братья-писатели», стремящиеся наверх. И Блок не видит в этом ничего плохого. Блок отмечает, что «культурная критика» обычно презирает таких авторов, но вряд ли читает. А зря.

Все они, выбрав темой творчества революцию, делятся на безбытных и бытовиков по наличию в произведении бытописания. Например, безбытный Скиталец написал повесть «Огарки» в горьковском духе. Огарки – горьковские «бывшие люди», пьянствующие и бездельничающие. Может, критик «со вкусом» и побрезгует такой литературой, но талант, несомненно, есть.

Есть и другие авторы, которые спешат за другими, описывая «зарево пожаров», «кровавое пятно». Хоть они и спешат, но в своей спешке не могут создать ничего сильного и «перекричать бурю».

Но бывает и так, что, отчаявшись угнаться за всеми, автор-реалист начинает просто описывать происходящее вокруг. Часто, выходит лучше.

Характерной явление эпохи – встреча символистов и реалистов. Она холодна, как встреча Монтекки и Капулетти, помирившихся после смерти детей. Полные сил враги так не мирятся. Реалисты тяготеют к символистам, ведь жаждут красоты и тайны, символисты к реалистам, потому что хотят здоровой работы. Пример Добролюбова показывает, что движение русских от символизма к реализму началось чуть ли не с его зарождения. То же – Мережковский, Минский, Бальмонт, Брюсов. В этом русский символизм не сходится с западным; это здоровый факт.

Критика сейчас придумывает какие-то странные названия (к пр., «мистический реализм»), чтобы каждого писателя как-то назвать.

Вся Россия нас тайно ненавидит. Причина – «мы» «можем», а «они» «должны», поэтому и нет и не может быть духовного сближения.

В России растёт грозное и огромное явление – сектантство.

Основные признаки интеллигентской литературы в этом году:

1. Преобладание переводов;

2. Преобладание критики;

3. Непомерный рост поэтов (числа поэтов, видимо – Т. Ф.).

Выпускается много собраний сочинений, возник спрос на историко-литературные обзоры и монографии: Венгеров, Овсянико-Куликовский, Айхенвальд. Очень популярны альманахи, добрая половина которых – литературная гнусность.

Отказывается обсуждать слишком явных (Сергеев-Ценский, Федоров, Ивинский) или ещё непроявившихся беллетристов.

Очень хорош «Трагический зверинец» Зиновьевой-Аннибал; упорно ищет свой язык Ремизов; хороший сборник рассказов Сологуба. «Санин» – самое хорошее произведение Арцыбашева. У автора нет искусства и своего языка, но есть талант, приложенный к большой работе. Санин – настоящий человек — молодой, с непреклонной волей.

На горизонте лирики в этом году ни одной яркой звезды.

Поделиться: